Влияние животных на развитие детей

Животные-компаньоны играют особую роль в эмоциональном развитии ребенка, в особенности - развитии самооценки, автономии, эмпатии по отношению к другим. Один из экспериментов, проводимых на протяжении 9 месяцев в одном из школьных классов, доказал, что животное-компаньон, постоянно присутствующее в классе с детьми, существенно повысило самооценку большинства из них, а также снизило число агрессивно ведущих себя детей. Было также доказано, что подростки, имеющие домашних животных, как правило, демонстрируют более высокую самооценку по сравнению с теми, у кого животных нет.

 

Причем с приближением ребенка к подростковому возрасту все важнее становится взаимосвязь с домашним животным. Возможно, это связано с тем, что более взрослым детям доверяется больше ответственности в заботе о животном, а также с тем, что у подростков появляется все больше эмоциональных проблем и неуверенности в себе, а животное-компаньон предоставляет безусловную эмоциональную поддержку без каких-либо оценочных суждений. Хотя помимо этого было выявлено, что дети, получающие эмоциональную поддержку от родителей, скорее были способны почувствовать поддержку и от домашнего питомца. Это связано с тем, что большинство детей (особенно подростков) ставят домашнее животное на второе место после родителей (и перед всеми остальными знакомыми, родными или друзьями) в списке людей, вещей или событий, которые помогают им чувствовать удовлетворение самими собой и испытывать приятные эмоции.  

Что касается социализации, то дети, растущие в семье с собаками, демонстрируют лучшую социальную адаптацию и вырастают в более социально-подкованных взрослых. Под социальной адаптацией в данном случае подразумеваются социальные, эмоциональные и интеллектуальные навыки, требуемые для успешного становления в обществе. 

 

Социальная адаптация позволяет ребенку проще встраиваться в социальные отношения, которые затем уже сами по себе оказывают определенную поддержку индивиду и положительно влияют на устранение многих расстройств и снижение стресса. Одно из исследований показало, что мальчики, выросшие в семье с домашним животным, лучше могли распознавать невербальные знаки, потенциально лучше выстраивая процесс коммуникации, чем те, кто рос без животных.

Одним из важнейших факторов социального развития является эмпатия, то есть эмоциональное восприятие другого человека. Эмпатия в отношении собаки подразумевает восприятие ее нужд (физических и психологических), и постепенно она переносится ребенком с собаки на окружающих людей, становясь базой для развития социальных навыков (в отношении других животных-компаньонов пока нет научно подтвержденных данных). Также было замечено, что эмпатия быстрее формируется у детей, испытывающих положительные эмоции в отношении собак, по сравнению с детьми, которые боятся или не любят собак.

 

Но какие именно факторы влияют на формирование эмпатии? Само по себе обладание домашним животным не так сильно влияет на социальные навыки, как эмоциональная взаимосвязь между ребенком и собакой. Ученые в большинстве случаев оценивают такую взаимосвязь на уровне привязанности матери и ребенка. «Привязанность - термин обозначающий относительно длительные эмоциональные взаимоотношения между ребенком и одним или несколькими лицами, взаимодействие с которыми происходит регулярно» (Ainsworth, 1978). Таким образом привязанность между ребенком и его собакой не только формирует эмпатию и социальные навыки, но также улучшает семейный климат в глазах ребенка. К примеру, дети, растущие в неполных семьях, склонны формировать более тесную привязанность к домашнему любимцу. Такой же эффект отмечен при возникновении регулярных ссор, конфликтов между двумя родителями - ребенок в этом случае формирует более сильную привязанность к своей собаке, находя безусловную поддержку и тем самым пытаясь стабилизировать семейный климат для самого себя.

 

Животные в первую очередь влияют на эмоциональную и социальную сферу развития ребенка, однако существует и определенное влияние на когнитивные способности. В частности было обнаружено, что общение с домашним животным способствует более активному изучению языка и развитию вербальных навыков в целом.

Это происходит в результате того, что животное выступает, во-первых, как терпеливый слушатель (вне зависимости от того, что, как, с какой скоростью и громкостью говорит ребенок), а во-вторых, как привлекательный стимул для вербального выражения мыслей, объект для оценки, командования, поощрения, наказания и т.д.

 

Причиной развития не только вербальных, но и других когнитивных навыков, является то, что животные «предсказуемо непредсказуемы» (Melson, 2003). Для ребенка, который познает мир, поведение животных воплощает то, что исследователь Пиаже назвал двигателем всего обучения, всего познания, а именно - совмещение умеренного несоответствия установленной схеме (умеренная непредсказуемость животного) и постоянно поступающей новой информации. То есть с одной стороны, собака это знакомый и понятный организм, а с другой стороны, она не всегда следует одинаковой схеме поведения и постоянно, но постепенно предоставляет ребенку новую информацию для изучения и анализа.

 

Почему такого активного обучения не происходит с другими объектами, обладающими похожими свойствами?

1) Дети гораздо охотнее и продуктивнее изучают предмет, к которому они чувствуют эмоциональную привязанность,

2) оптимальный процесс обучения выстраивается именно в условиях значимых взаимоотношений между учеником и «учителем».

И в качестве бонуса результат обучения всегда может быть вознагражден возможностью поиграть с животным в свободном режиме - многих детей это заставляет быстро сконцентрироваться и выполнить все необходимые задания/ упражнения.

По информации: The Veterinary Journal (Том 190, Выпуск 2, ноябрь 2011 г), Великобритания.